+7 (926) 522-09-30

 
 
Анализ материалов о нарушениях прав пациентов по данным обращений в органы управления здравоохранения и социологического опроса
 

 

Анализ материалов о нарушениях прав пациентов по данным обращений в органы управления здравоохранения и социологического опроса

 

В последние годы в связи с увеличением финансирования медицинской отрасли, реализацией национального проекта "Здоровье" наблюдаются определенные улучшения в здравоохранении. Вместе с тем, руководство страны неоднократно подчеркивает необходимость решения неотложных задач, стоящих перед российским здравоохранением, включающих в себя радикальное увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижения заболеваемости и смертности от управляемых причин, повышения доступности и качества предоставляемой медико-санитарной помощи. Все это требует дальнейшего совершенствования первичной медицинской помощи, развития профилактической направленности здравоохранения, обеспечения населения высокотехнологичными медицинскими услугами. Особая роль отведена укреплению первичного звена здравоохранения, где требуется кардинальная структурная перестройка медицинского обслуживания населения. Одной из определяющих задач ученых, представителей практической медицинской службы является проведение глубокого всестороннего анализа показателей деятельности системы здравоохранения на уровне регионов и муниципальных образований, оценка и выявление возможностей ее по реальному воздействию на формирование управляемых видов патологии, на процессы смертности населения с целью изменения тенденций в положительную сторону.

Наряду с вышеуказанными проблемами, немаловажное значение приобретают вопросы правовой осведомленности и культуры как среди медицинских работников, так и населения. К сожалению, население не знает своих прав и обязанностей по вопросам сохранения и укрепления здоровья, а также по обеспечению своевременной и качественной медицинской помощью. Фактически существует правовой нигилизм, который продолжает оставаться характерной чертой российского общества, превращаясь в национальную привычку. В связи с этим одной из ключевых задач является преодоление правового нигилизма, что приводит к необходимости создания механизмов обеспечивающих соблюдение прав гражданина.

Среди причин, вызывающих нарушения прав пациента, главными являются недостаточный уровень правовой осведомленности как медицинских работников, так и самого населения, что не может не отразиться на качестве медицинской помощи. Это подтверждается данными, полученными в результате наших предыдущих исследований. Так, например, у 82% медицинских работников при оценке исходного уровня их правовых знаний получены неудовлетворительные результаты. После обучения организаторов здравоохранения, врачей и среднего медицинского персонала по специальным программам доля неудовлетворительных оценок снизилась у них более, чем в 15 раз. Слушатели показали высокую заинтересованность, активность и востребованность получаемых знаний, что обосновывает и подтверждает необходимость целенаправленной и планомерной работы по повышению правовой подготовки всех медицинских кадров. Правовые основы охраны здоровья граждан включены в программы подготовки организаторов здравоохранения и врачей на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, проводимые на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ФПК и ППС Пермской государственной медицинской академии им. Е.А. Вагнера, а также на краткосрочных тематических семинарах. За период с 2002-2006 гг. на указанных курсах повысили свои правовые знания около 2000 из 5442 врачей, работающих в г. Перми, что составляет 36,75% их общего количества. Проводимая работа способствовала уменьшению числа обоснованных жалоб нарушающих права пациента за указанный период на 50%. Это подтверждает положительные результаты обучения и, как его следствие, рост профессионально-правовой квалификации специалистов.

Свою лепту в указанный процесс вносит и несовершенство действующего законодательства, которое на сегодняшний день недостаточно отрегулировало вопросы взаимоотношения врача и пациента, оставляя без ответа многие аспекты их взаимоотношений, приводя к конфликтам и злоупотреблениям сторон. Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) пытаются самостоятельно "закрыть" пробелы законодательства, разрабатывая свои этические уставы и кодексы, но это не может в полной мере решить указанной проблемы. В наших исследованиях отмечены ситуации, когда в ЛПУ отсутствовал даже Коллективный договор. Почти в трети ЛПУ не создана юридическая служба.

В области здравоохранения пациент имеет следующие основные права на: доступность, качество, безопасность медицинской помощи и услуг, выбор врача и ЛПУ, информацию, согласие и отказ от медицинской помощи, медицинскую тайну, независимою экспертизу, возмещение вреда. С переходом к рыночным отношениям возрастает спрос населения на качественную медицинскую помощь и услуги, но медицинский персонал не в полной мере готов к работе в новых экономических условиях. В ранее проведенных нами исследованиях отмечаются наиболее типичные нарушения прав пациентов: равнодушие, несоблюдение правил медицинской этики и деонтологии, пренебрежение интересами больного, оплата пациентами дорогостоящих лекарств, назначение ненужных исследований и др. До недавнего времени попытки восстановить нарушенное право пациента разбивались о неприступный монолит российского здравоохранения, сформированный в рамках данной отрасли. Неосведомленность пациентов о своих заболеваниях не может противостоять компетенции специалистов, что не способствует реализации их права на выбор обоснованных лечебных процедур. Сегодня данный вопрос находит разрешение на практике. Накоплен опыт восстановления нарушенного права пациента на досудебном уровне через соответствующие структуры органов управления здравоохранением, страховых медицинских организаций, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и через суды общей юрисдикции.

Для выявления причин нарушения прав пациентов по предоставлению медицинских услуг нами проведено исследование, включающее изучение материалов обращений граждан в муниципальное управление здравоохранения администрации г. Перми в период 2003-2006 гг., по вопросам нарушения их прав при оказании медицинской помощи. Установлено, что при общем снижении обращений граждан в выше указанную структуру на 22,6%, в четыре раза увеличилось число обращений, связанных с качеством медицинской помощи (со 100 до 406,9 на 100 обратившихся). Нельзя не обратить внимание на то, что наблюдается рост необоснованных жалоб граждан, что свидетельствует о недостаточной их правовой осведомленности. Правовая подготовка пациентов начала осуществляться с 2007 года в г. Перми через организованные в крупных лечебно-профилактических учреждениях лектории, школы здоровья при различных заболеваниях, постоянно действующие семинары, правовые школы. Слушателям разъясняются их права и обязанности, возможности на получение своевременной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление здоровья. Проведенный контроль знаний путем тестирования показал, что после обучения уровень их возрос в 15 раз.

Параллельно в 2007-2008 гг. нами проведен опрос взрослого населения (140 человек) по специально разработанным анкетам. Гендерный состав исследуемой группы: 13% - мужчины и 87% - женщины. Возрастной состав: 50% - лица до 30 лет, 40% - от 30 до 55 лет и 8% - старше 55 лет. На основании стандартизированных коэффициентов (за стандарт приняты данные 2003 г.) проведен анализ полученных данных.

В процессе опроса выявлено, что из 100 опрошенных более 90 человек указывают на нарушение своего права получить качественную медицинскую помощь, более 60 - на нарушения в предоставлении специализированной медицинской помощи, более 40 человек - на грубое и невнимательное отношение к ним медицинского персонала, 19 - на неудовлетворительное лекарственное обеспечение. Однако далеко не все опрошенные стремятся защитить свои права. Так, например, из числа недовольных качеством медицинской помощи только каждый десятый официально обращается в органы управления здравоохранением или в страховые медицинские организации и публично защищает свои права; при нарушениях оказания специализированной медицинской помощи жалуется лишь каждый седьмой, а на грубое и невнимательное отношение медицинского персонала - лишь каждый сотый. Вместе с тем при неудовлетворительном лекарственном обеспечении защищают свои права абсолютно все недовольные.

В общей структуре учета обращений граждан в органы управления здравоохранением обращает на себя внимание большой удельный вес прочих обращений (около 50%), которые не расшифрованы. Несмотря на ежегодное их снижение, количество их остается довольно высоким (70 на 100 опрошенных). Это связано вероятнее всего с недостаточным перечнем видов учета обращений граждан. Устранение указанных недостатков позволит выявить причины, приводящие к нарушению прав граждан и целенаправленно воздействовать на них.

Таким образом, к жалобам граждан приводят в основном нарушения прав пациента по предоставлению своевременной и качественной медицинской помощи, что подтверждается материалами, полученными нами при анкетировании. Сопоставление мотивов обращений граждан позволило определить различия в официальных обращениях и данных опроса. Выявленная информация свидетельствует о бытующей неуверенности населения в том, что по поводу их обращений будут приняты конкретные меры, а также о возможном недоверии граждан к органам управления здравоохранением, общей их апатии и пассивности. Это приводит к необходимости большего общения всех категорий медицинских работников с населением, активной работы по пропаганде прав граждан на сохранение и укрепление здоровья, а также получение доступной, своевременной и качественной медицинской помощи.

А.В. Неверов,

старший преподаватель кафедры общественного здоровья

и здравоохранения ФПК и ППС ГОУ ВПО "Пермская государственная

медицинская академия имени академика Е.А. Вагнера"

Росздрава (г. Пермь)

М.Я. Подлужная,

доктор медицинских наук, профессор, заведующая

кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФПК и ППС ГОУ ВПО

"Пермская государственная медицинская академия имени академика

Е.А. Вагнера" Росздрава (г. Пермь)

Автор: Неверов А.В., Подлужная М.Я.

Источник: Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Суздаль, 2008 г.



 
Обзор заработных плат
 
© 2009–2024 «Бизнес Медицина»Сделано в студии: